Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Система национального хозяйства представляет собой совокупность хозяйственных ресурсов и хозяйствующих субъектов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сфере общественного воспроизводства. Ей присущи определенные свойства: общесистемные (характерные для всех систем) и особенные (характерные только для системы национального хозяйства). К общесистемным свойствам национального хозяйства относятся его целостность, иерархичность и интегративность.
Процесс вхождения российской экономики в глобальные мирохозяйственные отношения объясняются важностью институционального сближения и взаимодействия с различными мирохозяйственными субъектами.
Эксперты выделяют следующие преимущества экономики РФ:
• малый государственный долг;
• большие запасы сырья;
• эффективная фискальная политика;
• сохранение достаточно высокого образовательного и научного уровня рабочей силы;
• цепочка редких высокотехнологичных производств в оборонной промышленности.
Россия в свою очередь должна выстраивать отношение с международными организациями на основе собственных геополитически и геоэкономических интересов, обеспечении экономической и национальной безопасности страны.
На сегодняшний день можно с уверенностью заявить, что у России нет альтернативы интеграции в глобализирующемся мировом рынке. Экономическое развитие нашей страны, безусловно, связаны с вхождением ее в современное мировое хозяйство, с нахождением своего места в процессах глобализации.
Актуальность вышеперечисленного определила цель данного исследования – изучить понятие национального хозяйства, проанализировать текущее состояние национальной экономики и выявить ее позицию в мировом рейтинге.
Для достижение цели работы перед автором ставится задача провести исследование по следующим вопросам:
- национальное хозяйство: понятие и структура;
- анализ современного состояния национального хозяйства;
- текущее состояние экономики РФ;
- место национальной экономики РФ в мировом рейтинге;
- проблемы и пути повышения развития экономики России.
Предмет работы – национальное хозяйство страны.
Объект работы – экономика РФ.
Работа состоит из введение, трех основных разделов, заключения и списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1. Понятие и сущность и цели национального хозяйства
Система национального хозяйства представляет собой совокупность хозяйственных ресурсов и хозяйствующих субъектов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сфере общественного воспроизводства. Ей присущи определенные свойства: общесистемные (характерные для всех систем) и особенные (характерные только для системы национального хозяйства). К общесистемным свойствам национального хозяйства относятся его целостность, иерархичность и интегративность.
Целостность национального хозяйства проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения отдельных хозяйствующих субъектов оказывает воздействие на все другие хозяйствующие субъекты и изменяет систему в целом, равно как и изменение национального хозяйства в целом вызывает преобразование его структуры, связей и поведения хозяйствующих субъектов.
Иерархичность национального хозяйства означает, что оно включено подсистемой в систему более высокого порядка - мировое хозяйство, а каждый его компонент тоже является системой. Декомпозиция системы национального хозяйства с выделением ее подсистем вплоть до элементарного уровня получила отражение в рис.1.
Структура системы национального хозяйства сложная, имеет несколько уровней и внешне напоминает разветвленное дерево. На первом уровне находится достаточно большое число подсистем (компонентов) национального хозяйства - таких экономических институтов, как государство, территориальные образования, отрасли, домашние хозяйства. Далее подсистемы предыдущего уровня распадаются на совокупность нескольких подсистем низшего уровня и т.д. Основу структурирующего фактора системы национального хозяйства составляют экономические интересы хозяйствующих субъектов (индивидуальные, коллективные, национальные). Совокупность экономических интересов реализуется в процессе, объединяющем все части системы национального хозяйства воедино, в системообразующем (структурирующем) процессе общественного воспроизводства.
Рис. 1. Компоненты системы национального хозяйства и соответствующие им субъекты хозяйствования
Согласно правилу иерархии система национального хозяйства и ее подсистемы, а также подсистемы подсистем имеют разный уровень сложности, принадлежат к разным классам и не могут иметь один уровень иерархии. Системы низшего уровня могут быть описаны более точно, имеют меньшую неопределенность в экономическом развитии. Иерархия в системе национального хозяйства относительна: любой ее уровень обладает известной степенью автономии. Первоэлементом системы национального хозяйства выступает индивид с его потребностями, причем не сам по себе, а во всей совокупности его социальных связей и отношений, как социально обусловленное существо. Поскольку индивид реализует себя не в одиночестве, а в обществе, являясь «продуктом» всей предыдущей истории человечества, его можно рассматривать не только как субъект, но и как объект экономического развития.
Интегративность национального хозяйства представляет собой обладание свойствами, отсутствующими у его компонентов. Единичное хозяйство (фирмы, предприятия) является категорией преимущественно технической и технологической, его законы - это законы техники и технологии. Перенесение на национальное хозяйство свойств единичного хозяйства означало бы его подчиненность именно этим законам и отрицание его социального характера. Главное «интегративное» качество системы национального хозяйства - целостность - не свойственно образующим ее частям. Оно обеспечивает обособленность системы национального хозяйства, функционирование ее как единого целого организма. Интеграция частей системы национального хозяйства возникает в процессе становления этой системы.
Среди особенных свойств системы национального хозяйства целесообразно выделить следующие.
1. Подсистемы национального хозяйства имеют нечеткие границы: один и тот же субъект хозяйствования может одновременно принимать участие в различных процессах самоорганизации системы национального хозяйства, может быть одновременно компонентом и самоорганизующейся системы национального хозяйства, и ее среды.
2. Отдельные компоненты и элементы системы национального хозяйства объединены между собой гибкими вероятностными бюрократическими, рыночными, этическими и агрессивными связями3, характерными для разных сфер экономической жизни и дополняющими друг друга. Характер этих связей определяют сами компоненты и элементы системы национального хозяйства. Бюрократические связи носят вертикальный, регламентированный характер, осуществляются между компонентами многих уровней, основаны на принуждении, подчинении и не всегда опосредованы деньгами. Они характерны для государственных структур и тоталитарных национальных хозяйств. Рыночные связи имеют горизонтальный характер и складываются на основании соглашения между юридически равноправными субъектами хозяйствования. Они, как правило, опосредуются деньгами и устанавливаются, прежде всего, между производителями и потребителями благ и услуг. Этические связи могут носить как горизонтальный, так и вертикальный характер. Они осуществляются и между равноправными субъектами хозяйственной деятельности, и между субъектами разных уровней (к примеру, между государством и фирмой). Эти связи основаны либо на ожидании взаимной помощи, либо на одностороннем альтруизме и могут быть как опосредованы, так и не опосредованы деньгами. Возникают такие связи в домашних хозяйствах и общинах. Агрессивные связи носят вертикальный характер и осуществляются посредством силы принуждения между сильными и подчиняющимися этой силе субъектами хозяйствования, могут опосредоваться деньгами, а могут и не опосредоваться ими.
Такие связи характерны для теневой экономики и тоталитарных государств.
3. Структура системы национального хозяйства переменна, подвижна, носит нелинейный характер. В разных фазах экономического развития структура национального хозяйства играет разную роль: если в период эволюционных изменений она обеспечивает стабильность, устойчивость системы, погашая возникающие внутри нее и происходящие из среды флуктуации, то в точке бифуркации, напротив, она преобразуется одной из первых, а за нею следуют изменения связей и поведения компонентов и самой системы. Изменяя свою структуру, система национального хозяйства приспосабливается к условиям внутренней и внешней среды своего существования.
4. Структура системы национального хозяйства связана с сознательно выдвигаемой целью экономического развития и управляющими механизмами, посредством которых структура целого активно воздействует на части, их функционирование и развитие. Конечный итог стремлений национального хозяйства - достижение максимальной стабильности во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами и внешней средой - вынуждает национальное хозяйство приспосабливаться к меняющимся условиям существования, циклически проходить в своем развитии этапы становления, расцвета, хаоса и разрушения.
5. Системе национального хозяйства свойственна когерентность, означающая, что для составляющих ее компонентов, элементов характерно совместное, кооперативное действие, в результате которого они усиливают или ослабляют друг друга. Следовательно, скорость протекания экономических процессов в системе национального хозяйства зависит от уровня ее экономического развития, типа системы. Постоянное нарушение состояния равновесия, отсутствие равновесия как такового в системе национального хозяйства служит той непреодолимой побудительной силой, которая вызывает ее развитие. Возможно введение нового компонента, элемента или качественное перерождение имеющегося, что вызовет изменение характера совместного действия компонентов, элементов системы национального хозяйства. Напротив, устойчивое равновесие системы национального хозяйства означает игнорирование ею всевозможных изменений и воздействий, направляемых на нее, ее полную индифферентность по отношению к ним.
6. Национальное хозяйство может быть как открытой, так и закрытой системой. С одной стороны, любая система национального хозяйства является открытой, поскольку активно взаимодействует со своей естественной внешней природной средой: движение вещества, энергии и информации происходит совершенно беспрепятственно. Система национального хозяйства испытывает активное действие природной среды и в то же время сама воздействует на природную среду в порядке обратной связи. Кроме того, ближайшей и непосредственной внешней средой для национального хозяйства является социальная система общества и ее подсистемы (культура, религия, этика, идеология, право, политика, наука, образование, управление, технология и пр.), с которыми она неразрывно взаимосвязана (рис. 2).
Рис. 2. Выделение системы национального хозяйства из ближайшей и непосредственной внешней среды
7. Система национального хозяйства всегда открыта по отношению к собственной социальной системе. Для нее это - естественная среда, вне которой она не может ни существовать, ни развиваться, с подсистемами которой она имеет общие элементы. Национальное хозяйство погружено в информационное поле собственной социальной системы, это - ее поверхностный слой непосредственной внешней среды, благодаря которому взаимодействуют все подсистемы социальной системы и осуществляется процесс самоорганизации, их совместное развитие.
С другой стороны, система национального хозяйства, будучи открытой по отношению к собственной социальной системе и ее подсистемам, одновременно может быть закрытой для других социальных систем, систем национального хозяйства и мировой хозяйственной системы в целом, выступающих вторым, поверхностным слоем ее внешней среды (рис. 3).
Фрагмент для ознакомления
3
Источники:
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». // http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2018/05/programmaCE.pdf (дата обращения: 02.06.2021)
2. Указ Президента РФ от 9 мая 2018 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2018-2030 годы» // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2901.
3. Russian Federation. The Global Competitiveness Index 2018-2019 edition // http://www3.weforum.org/docs/GCR2018-2019/03CountryProfiles/Standalone2-pagerprofiles/WEF_GCI_2018_2019_Profile_Russian_Federation.pdf (дата обращения: 02.06.2021)
4. The Human Capital Report // http://www3.weforum.org/docs/WEF_HumanCapitalReport_2014.pdf (дата обращения: 02.06.2021)
5. Университет Калифорнии: «Berkeley Economics» // https://eml.berkeley.edu/ (дата обращения: 02.06.2021)
6. Финансовый холдинг: «JPMorgan Chase» // https://jpmorgan.chase.com/ (дата обращения: 02.06.2021)
7. World University Rankings 2017–2018 // https://www.timeshighereducation.com/world–university-rankings/2018/worldranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats (дата обращения: 02.06.2021)
8. Strategy for American Innovation National Economic Council and Office of Science and Technology Policy October 2016 // https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/strategy_for_american_innovation_october_2016.pdf (дата обращения: 02.06.2021)
9. Budget of the United States Government, Fiscal Year 2017 // https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/budget–2017–bud/pdf/budget–2017–bud.pdf (дата обращения: 02.06.2021)
10. Федеральная резервная система США // https://www.federalreserve.gov (дата обращения: 02.06.2021)
11. ВВП США на 2020 финансовый год // https://visasam.ru/emigration/canadausa/vvp-usa.html (дата обращения: 02.06.2021)
12. Проект военного бюджета США на 2020 финансовый год // http://pentagonus.ru/publ/proekt_voennogo_bjudzheta_ssha_na_2020_finansovyj_god_2019/8-1-0-2865 (дата обращения: 02.06.2021)
13. Статистика Международных резервов РФ // https://cbr.ru/hd_base/mrrf/mrrf_7d/ (дата обращения: 02.06.2021)
14. Федеральная служба государственной статистики РФ // https://gks.ru/ (дата обращения: 02.06.2021)
15. The World Bank. Data // https://data.worldbank.org/country/united-states?view=chart (дата обращения: 02.06.2021)
16. Всемирный экономический форум / Отчет о глобальной конкурентоспособности 2020: как закончить потерянное десятилетие роста производительности // https://www.weforum.org/reports/how-to-end-a-decade-of-lost-productivity-growth (дата обращения: 02.06.2021)
17. Заключение на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов // Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара: РАНХиГС - Москва: , 2019. - 3-4 с.
18. Устойчивое развитие в фокусе внимания советов директоров: Опрос членов советов директоров Российских компаний 2020 год // https://www.pwc.ru/ru/materials/pwc-board-survey-2020-russian.pdf (дата обращения: 02.06.2021)
19. Росконгресс – пространство доверия // https://roscongress.org/ (дата обращения: 02.06.2021)
20. РИА новости // https://ria.ru/ (дата обращения: 02.06.2021)
Литература:
1. Гарафиев И. З. Роль инновационного человеческого капитала в процессах регионализации и глобализации // Регионология. 2016. № 3. С.9-15.
2. Гарафиев И. З., Тузиков А. Р., Зинурова Р. И., Гарафиева Г. И. Стимулирование социального заказа на инновационный человеческий капитал как проблема развития интеллектуального капитала // Вестник Казанского технологического университета. 2019. Т. 15. № 17. С. 266-268.
3. Гарафиева Г. И. Взаимодействие составляющих интеллектуального капитала // Управление устойчивым развитием. 2018. № 1 (08). С. 37-41.
4. Гарафиева Г. И. Матрица интеллектуального капитала предприятий нефтегазохимии // Вестник экономики, права и социологии. 2019. № 1. С. 41-43.
5. Зинурова Р. И., Тузиков А. Р. Развитие инновационной инфраструктуры исследовательских университетов через трансформацию образовательного процесса // Вестник Казанского технологического университета. 2019. Т. 15. № 15. С. 287-292.
6. Мокроносов А. Г., Маврина И. В. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2019. 194 с.
7. Молчанов И. Н., Молчанова Н. П. Финансовые основы формирования инновационного потенциала // Финансы: Теория и Практика. 2017. № 4. С.56-65.
8. Тузиков А. Р., Зинурова Р. И., Соловарова Ю. Н. Дистанционные технологии в контексте компетентностного подхода в организации образовательного процесса в исследовательских университетах (на примере национального исследовательского университета химии и технологии перспективных материалов) // Вестник Казанского технологического университета. 2018. № 9. С. 800-805.
9. Романова, О. А. Инновационная парадигма новой индустриализации в условиях формирования интегрального мирохозяйственного уклада /О. А. Романова // Экономика региона. – 2018. – Т.13, вып.1. – с.276–289.
10. Чувахина Л.Г. Стратегические приоритеты политики ФРС США// Международная экономика. 2020. No 7 (26). С. 3-6.
11. Беленчук А.А., Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система: учебник для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2020. 315 с.
12. Режко Т.А. Сравнительная характеристика финансовых систем России и США. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) // https://www.scienceforum.ru/2018/pdf/36818.pdf (дата обращения: 02.06.2021)
13. Удовик Е.Э., Костенко Р.В. Производительность труда как фактор повышения конкурентоспособности региона // Экономика и предпринимательство. 2019. No 4. С. 414-420.
14. Краковская И. Н. Об устойчивой конкурентоспособности, ресурсосбережении и возобновляемой энергетики // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе, № 4 (24). – 2018 – 60-62 с.
15. Побегайлов О.А., Мартьянова А.В. Актуальные проблемы конкурентоспособности : государство и предприятие // Инновации в науке: сб. ст. по матер. LVI междунар. науч.-практ. конф. № 4(53). Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2017. – 118-119 с.